Буквально недавно один мой знакомый рассказал мне о своем участии в каком-то большом форуме автоперевозчиков в Москве. Где, с его слов, многие участники сетовали на «произвол» местных властей в вопросах вынесения штрафов по перегрузу (ст.12.21.1 КоАП РФ). Вся риторика участников в этом вопросе, по их мнению, зиждилась на незаконности и необоснованности производимых на АПВГК (автоматический пост весового и габаритного контроля) измерений. Также, они утверждали, что в этих вопросах никакие доказательства незаконности этой деятельности, ни территориальными подразделениями Ространснадзора, ни судами не воспринимались, соответственно, не принимались во внимание при вынесении штрафов. А штрафы в этой области ого-го….(например, по ч.2 ст.12.21.1 КоАП РФ – 250000 рублей). В итоге, общим мнением было то, что подобное - это большая проблема для автоперевозчиков и изменить в этой части положение никаким образом не представляется возможным. Со своей стороны, мой знакомый, как человек, непосредственно вовлеченный в этот процесс, как на нашей территории, так и на территориях соседних регионов – Челябинская область, Республика Башкортостан, к сожалению, не имя под рукой соответствующих документов, в публичных прениях по указанному выше вопросу ограничился утверждением о том, что дела в этой сфере не совсем уж так плохи, исходя из его опыта…
Мне, как непосредственному участнику «его опыта», такая его позиция, естественно, была понятная. Ведь его предприятию за последний год удалось «отбить» 5 из 7 вынесенных постановлений по ч.2 ст.12.21.1 КоАП РФ, соответственно, на сумму – 1,25 млн.руб. Оставшиеся 2 дела в установленном порядке ждут своего кассационного рассмотрения в г. Самара, при этом, исключать положительный исход, пока, никто не собирается. У нас, традиционно: «надежда умирает последней…»! Этим, как говориться, и живем…
Почему, вдруг, я об этом вспомнил и пишу?
Все просто – мне есть, что сказать по этому поводу… И не сказать, как нормальный человек, радеющий за свое отечество и за правоспособность государственных и общественных институтов, как бы пафосно это не звучало, я не могу…
Так уж получилось, что у того, упомянутого выше моего знакомого, получилось еще одно такое дело на одной из автодорог Челябинской области. И, как это уже стало традиционно, к этому делу привлекли и меня.. Поэтому, о том, что буду писать дальше, я знаю, как говориться: от первого лица.
Фабула правонарушения, коротко:
АПВГК зафиксировано превышение нагрузки на 2-ю ось тягача на 15,02%, при значении взвешивания – 11,502 тонн, при предельно допустимом значении – 10 тонн. О том, что по общей массе автопоезда результат взвешивания превысил значение при погрузке у грузоотправителя более чем на 10%, даже писать не буду… Качество измерений АПВГК уже оскомину набило у заинтересованных лиц в публичном пространстве. В этом деле суть куда глубже…
В ходе рассмотрения жалобы на постановление перед судом был обозначен самый принципиальный вопрос: почему предельным значением определен показатель – 10 тонн на ось, чем обосновывается? Понятно, что этот вопрос был направлен не в адрес суда, а в адрес лица, вынесшего обжалованное постановление. Ну, посвященные в тему понимают, что вопрос проистек из того, что в постановлениях Ространснадзор ограничивается ссылкой на постановление Правительства РФ № 2200, где предельных значений три: 6 тонн, 10 тонн, и 11,5 тонн, на ось, соответственно.
После этого начался натуральный «цирк с конями»… Ространснадзор не нашел ничего более глупого, как сослаться на ГОСТ Р от 2007 года. Понятно, что наши вопросы: о правовом значении этого документа, о его области распространения и прочее, остались без ответа. Вернее, был ответ, что-то в духе: так сложилось… И тут, грянул гром для Ространснадзора – как быть с тем, что этот документ отменен?!!!! Их реакция нас потрясла: ну и что…, мы продолжаем им пользоваться….
Немного отвлекусь, это важно… ГОСТ Р, на который ссылался Ространснадзор, в свое время ввел в сферу строительства и реконструкции дорог образ того, что категорией дороги определяется расчетная нагрузка на ось транспортного средства… Так как у нас по всей стране территориальные дороги, как правило, IV категории, в лучшем случае – III, из ГОСТа следовала нагрузка для таких автодорог в значении – 10 тонн/ось. Вот от этого образа мышления все, и Ространснадзор, и владельцы дорог, и даже суд, и продолжают отталкиваться во всей нашей необъятной стране. А это, по секрету скажу, уже совсем и давно не так. Подход к обозначенному вопросу изменился с 2014 года принципиально, при очевидном, в правовом плане, своем закреплении с 2021 года….
Идем дальше по ходу развития дела…
Изначально, суд, очевидно, был на стороне Ространснадзора. Подобное сразу бросается в глаза: по поведению, по отношению к представителям лица, привлекаемого к административной ответственности, по озвучиваемым вопросам и много еще по чему.. По мере того, как дело стало «раскручиваться», суд, зная положения закона и понимая практическое отсутствие доказательной базы со стороны Ространснадзора, начал менять свое первоначальное отношение к делу. Я, ни в коем случае, не говорю о проникновенности суда к проблеме автоперевозчика, было достаточно того, что суд ориентировал себя на объективное разбирательство. Поверьте моему опыту, это уже само по себе, дорогого стоит…
Не буду распаляться далее в отношении деталей дальнейшего развития этого дела, ограничусь тем, что….
судом жалоба на постановление была удовлетворена, постановление отменено на основании ОТСУТСТВИЯ СОБЫТИЯ ПРАВОНАРУШЕНИЯ, дело прекращено производством!!!!!
Извините, но на этом, на мой взгляд, наша история, которую мы хотели поведать всем заинтересованным лицам, не заканчивается…
Теперь наступила очередь действительной «соли» этого дела.
Дело в том, что в ходе судебного разбирательства было установлено, что нормативное публичное значение нагрузки на ось транспортного средства на автодороге, где установлен был АПВГК, зафиксировавший нарушение, было установлено – 11,5 тонн/ось.
И, внимание……. Такое значение было установлено с 22.11.2021 года!!!!!
Теперь вы понимаете, почему я именно так обозначил тему этой публикации….
В процессе подготовки к делу мое внимание привлекло одно судебное решение. Оно непосредственно не касалось автоперевозчиков – последние не выступали стороной дела, там была разборка между контролирующими органами и владельцем автодорог Челябинской области. А привлекло мое внимание то, что в решении констатировалось получение миллиардных сумм денег от штрафов на основании функционирования АПВГК в течение нескольких месяцев…, если я правильно помню – 2-3 месяцев, хотя, могу ошибаться. Представляете? Несколько месяцев – миллиард!?
Теперь попробуйте представить себе сумму, которая получена от незаконных привлечений к ответственности от функционирования нашего АПВГК почти за три года, хорошо – за 2,5 года!?
И…, как к этому относиться?
В чем же причина такого положения дел? Разгильдяйство? Некомпетентность? Некий интерес, государственный или не совсем таковой? Личная заинтересованность ответственных лиц? Или, тупо, мошенничество со стороны некоторых государственных органов?
Одно известно точно – в любом из обозначенных случаев последствия всегда возлагаются на простой народ!!!!
Извините, тут я, скорее всего, не прав, не на народ, а на системно нелюбимых многими представителями государственных структур, особенно регионального уровня – коммерсов, как они всех предпринимателей величают!!!!!
P.S. Справедливости ради должен обязательно упомянуть о том, что на момент написания этой публикации решение суда, о котором говорилось в ней, не вступило в законную силу. При этом, на мой взгляд, оснований к его отмене в вышестоящей судебной инстанции в материалах дела нет никаких, исходя из этой убежденности и было принято решение не дожидаться наступления соответствующих сроков....
Минин Сергей
18.04.2024 года
Комментарии
Спасибо Сергей Иванович!
На мой взгляд это система, заточеная на сбор штрафов любыми способами.