22 декабря прошлого года на нашем сайте была опубликована статья, посвященная делам с нашим участием о привлечении к ответственности владельца т/с за нарушение допустимых весовых параметров т/с по ч.2 ст.12.21.1 КоАП РФ.
Понятно, данная тема для владельцев т/с и водителей является очень актуальной, вследствие того, что на дорогах страны стало очень много АПВГК и штрафы в этой области далеко не копеечные, от слова «совсем».
Данный интерес к теме привел к обращениям в наш адрес за консультацией и возможной помощи в защите интересов в судебном порядке. Подобное, конечно, является очень приятным обстоятельством, но….
В процессе разбора ряда дел стало понятным, что в этих делах не так все гладко и безупречно выглядит, в части действий собственников т/с и их водителей. Вот об этом и хотелось бы поговорить в данной публикации.
Начать, думается, стоит с самого простого и очевидного – исполнение владельцами т/с положений постановления Правительства РФ от 21.12.2020 № 2200 «Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом и о внесении изменений в п.2.1.1. Правил дорожного движения Российской Федерации», в смысле наличия соответствующих подтверждающих документов.
Когда у вас «легкий» груз, в смысле того, что условия перевозки груза, очевидно, не вызывают и тени сомнений в возможных нарушениях весовых параметров т/с, как по общей массе, так и по нагрузкам на ось, может быть и не стоит данному вопросу уделять особое внимание. Другое дело, когда условия перевозки влекут «пограничное» состояние. Например, запас по общей массе т/с с перевозимым грузом менее 10%.
Не стану сильно углубляться в обозначенный вопрос, обращу внимание только на следующее. Представьте, вы сталкиваетесь с тем, что в ваш адрес поступает постановление по ст.12.21.1 КоАП РФ и вам вменяется нарушение превышения весовых параметров т/с при перевозке груза. Вы, естественно, не согласны. У вас возникает желание обжаловать данное постановление. И, вот тут, встает вопрос о том, чем будут подтверждаться ваши претензии в отношении незаконности привлечения к ответственности. При том, что вам предстоит оспаривать значения, полученные посредством средств измерений АПВГК, естественно, поверенных в установленном порядке. Надеюсь, кто в теме, меня понимает…. На практике же, зачастую, в распоряжении собственников т/с элементарных документов не имеется, как в части их наличия, так и в части надлежащего их оформления.
Следующий момент, который практически всегда присутствует в подобных делах – отсутствие личного контроля весовых параметров т/с при планировании и осуществлении перевозок. Вопрос непростой, поэтому попробую изложить то, что хотелось бы довести до заинтересованных лиц на конкретном примере.
По делу были следующие условия перевозки: перевозке подлежал контейнер с грузом, общей массой в 26500 кг., перевозка осуществлялась посредством двухосного тягача и четырехосного трала, вес порожнего трала – 6500 кг.
В результате перевозки в отношении владельца т/с по результатам измерения весовых параметров т/с АПВГК был вынесен штраф в размере 350000 рублей за нарушение предельной нагрузки на 4-ю ось более чем на 20%.
Владелец т/с, основываясь на том, что в условиях значительного запаса по общей массе т/с в районе 10% (допустимая масса т/с – 44000 кг., фактическая – в районе 40000 кг.) сразу решил, что штраф вынесен незаконно, соответственно, он будет его обжаловать. Но…..
С моей стороны этому владельцу было предложено оплатить штраф в размере 50% от размера наложенного штрафа, а в части действий его обжалования, было предложено этого не делать по причине бесполезности таковых. Почему? На мой взгляд, все просто, факты – вещь неумолимая: возьмем и посчитаем.
Во-первых, суммируем весь груза и трала, получим значение в 33000 кг.
Во-вторых, разделим полученный выше результат на 5. Пять - количество осей (4 трала и 1 тягача). Получим результат – 6600 кг. на ось.
В-третьих, сравним предыдущий результат с допустимой нагрузкой на ось: 6600 кг. / 6500 кг.
В-четвертых, проанализируем полученные результаты, исходя из которых имеем:
- изначально имеет место превышение нагрузки на каждую ось трала в 100 кг. (при условии равного деления нагрузки на 5 осей);
- в действительности, очевидно, что нагрузка на 2-ю ось тягача от общей массы трала и груза менее нагрузки в 6600 кг., следовательно вся разница этой нагрузки распределяется между 4-мя осями трала, то есть нагрузка на них будет более 6600 кг.;
- принимая во внимание расположение контейнера на трале (согласно фото), допускаем, что центр груза располагается в районе 4-й оси автопоезда (2-й оси трала);
- принимаем во внимание, что согласно приложения 3 постановления Правительства РФ № 2200, для четырехосных прицепов перераспределение нагрузок между осями в группе не допускается;
- совокупность результатов анализа указывает на допустимость наличия нарушения со стороны перевозчика допустимой нагрузки на 4-ю ось автопоезда (согласно акта взвешивания – 7830 кг., что более 20% превышает допустимую в 6500 кг.).
Понятно, что произведенные манипуляции с вычислениями не претендуют на точность, но в смысле общего понимания возникшей ситуации, в части возможных причин предъявления претензий к весовым нагрузкам на ось, вполне себе… Конечно, на мой взгляд!?
Для тех, кто не согласен со мной, прошу поразмыслить над вопросами, связанными с доказательством обратного…
Следующий момент, который, как и в предыдущих случаях, практически всегда присутствует в подобных делах – скорость проезда через АПВГК. Как правило, т/с «шуруют» через весовой контроль с максимально допустимой скоростью (70 км/ч). Кстати, тому не препятствуют условия проезда через АПВГК, обычно зона весового контроля обеспечивается дорожными знаками с рекомендованной скоростью движения – 70 км/ч.
Не претендуя на истинность, отмечу, что данный фактор негативным образом влияет на результаты взвешивания т/с: чем выше скорость, тем выше погрешность данных взвешивания. В данном случае исхожу из того, что в соответствии с методикой поверки средств измерений АПВГК контрольные проезды т/с через АПВГК производятся в идеальных условиях: скорость – 20 км/ч, прямолинейное движение, без ускорений и торможений. Что из указанного выполняется в реальных условиях при перевозках? Ответ очевиден! Добавьте сюда колейность проезжей части, которой, как правило, следуют водители. Между тем, согласно требований, предъявляемых к площадкам АПВГК, колейность (высота колеи) является существенным обстоятельством их соответствия. Если я правильно помню, она не должна превышать показатель в 10 мм., правда, могу ошибаться, уточнять не буду, так как в данном случае этот момент не является ключевым в данной публикации.
В заключение резюмирую, что не последним фактором в профилактике наложения штрафов за превышение весовых параметров т/с являются:
- знание и выполнение требований, предъявляемых к перевозке грузов автомобильным транспортном, в том числе, в части документирования всех обстоятельств перевозки;
- анализ и контроль перевозчиками условий перевозки грузов, в части особенностей используемых тягачей и прицепов, перевозимого груза и, что совсем немаловажно, в части распределения груза на платформе автопоезда;
- контроль за порядком проезда т/с через АПВГК.
P.S. попробуйте не ездить по колее площадки АПВГК (была бы возможность вставил бы подмигивающий смайлик).
Всем удачи на бескрайних дорогах нашей страны!
Минин Сергей
15.02.2024 года
Комментарии