Перейти к основному содержанию
Главная
Группа
Компаний
г. Екатеринбург, Сибирский тракт, 14 км., лит. 33

ТАХОГРАФ МЕРКУРИЙ ТА-002 В СИСТЕМЕ ТО

Раздел Внесение изменений в конструкцию т/с. технический осмотр. страхование в области транспорта
Меркурий ТА-002 в системе ТО

На основании многочисленных вопросов, поступающих из различных регионов страны, решил отдельно осветить тему значения тахографа Меркурий ТА-002 в системе технического осмотра транспортных средств.

  I.   ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 1. Наименование изделия:  Тахограф «Меркурий ТА-002»

2. Изготовитель:  ООО «АСТОР ТРЕЙД» (г. Москва, ул. 16-я Парковая, д.26)

3. Тахограф «Меркурий ТА-002» (далее – тахограф) соответствует требованиям, установленным:

·               Техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (ТР ТС 018/2011);

·               Федеральным законом от 26.06.2008 № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений»;

·               Федеральным законом от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании»;

·               Техническим условиям ТУ 4573-816-70209693-2009 «Тахографы моделей «Меркурий ТА-001», «Меркурий ТА-002». Технические условия»;

·               Р 50.2.077-2014. Рекомендации по метрологии. Государственная система обеспечения единства измерений. Испытания средства измерений в целях утверждения типа. Проверка защиты программного обеспечения.

4. Качество тахографа обеспечено сертификационной IQNet системой качества производителя, соответствующей требованиям ГОСТ ISO 9001-2011.

5. Тахограф обеспечен:

·               Сертификатом соответствия № RU C-RU.MT49.B.00905от 28.06.2016 требованиям ТР ТС 018/2011;

·               Единым знаком обращения на рынке Евразийского экономического союза (EAC).

Тахограф предназначен:

·               для установки на транспортных средствах с целью обеспечения непрерывного измерения и регистрации информации о скорости, пройденного пути и маршруте движения транспортных средств, а также о режимах труда и отдыха водителей транспортных средств;

·               для установки на транспортных средствах категорий М2, М3, N2, N3, осуществляющих коммерческие перевозки пассажиров и грузов;

·               для использования на транспортных средствах классификаций: EX/II, EX/III, AT, FL, OX в соответствии с ГОСТ Р 41.105 и ДОПОГ

·               для использования на транспортных средствах, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов по территории стран, входящих в Евразийский экономический союз.  

 II. ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К ТАХОГРАФАМ

Порядок установления обязательных требований к тахографам, включая процесс производства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации (далее – обязательные требования), а также отношения, возникающие при разработке, принятии и исполнении обязательных требований определяются и регулируются Договором о Евразийском экономическом союзе  от 29.05.2014 (Договор ЕАЭС), актами, составляющими право Евразийского экономического союза и законодательством Российской Федерации о техническом регулировании (ст.1 Федерального закона от 31.072020 № 247-ФЗ «Об обязательных требованиях в Российской Федерации», ст.1 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ).  

В соответствии с Договором ЕАЭС (ст.51-53) и законом РФ № 184-ФЗ (ст.2, ст.7)  обязательные требования устанавливаются Техническими регламентами.

Применительно к тахографам обязательные требования установлены ТР ТС Техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (ТР ТС 018/2011):

·               Перечень требований и система подтверждения соответствия – п.65 Приложения № 10 (обязательная сертификация схемы 10С, 11С);

·               Область применения – п.14 (транспортные средства категорий М2, М3, N2, N3, осуществляющих коммерческие перевозки пассажиров и грузов, за исключением указанных в ст.2 ЕСТР);

·               Порядок оснащения транспортных средств тахографами – п.14 (в порядке, установленном нормативными правовыми актами государств-членов Таможенного союза);

·               Порядок допуска к использованию (обращению на рынке ЕАЭС) – п.7, п.8 (при соответствии ТР ТС 018/2011, что подтверждается маркировкой единым знаком обращения продукции на рынке (EAC), сертификатом соответствия.

 III. КОНТРОЛЬ ВЫПОЛНЕНИЯ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ТРЕБОВАНИЙ В УСЛОВИЯХ ЭКСПЛУАТАЦИИ

Контроль выполнения обязательных требований, предъявляемых к тахографам, осуществляется в рамках контроля выполнения требований к транспортным средствам, находящимся в эксплуатации.

Контроль выполнения обязательных требований осуществляется в формах технического осмотра, а также государственного контроля (надзора) за безопасностью дорожного движения (п.72 ТР ТС 018/2011).

Порядок и объем проведения проверки определяется национальным законодательством стран-членов Таможенного союза (п.73 ТР ТС 018/2011), в части Российской Федерации:

·               В форме технического осмотра – Федеральным законом от 01.07.2011 № 170-ФЗ «О техническом осмотре транспортных средств…», Правилами проведения технического осмотра транспортных средств (постановление Правительства РФ от 15.09.2020 № 1434);

·               В форме государственного контроля (надзора) – Федеральным законом от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле и муниципальном контроле в Российской Федерации», Положением о федеральном государственном контроле (надзоре) в области безопасности дорожного движения (постановление Правительства РФ от 30.06.2021 № 1101).

Примечание:

В рамках контроля проверке подлежат исключительно обязательные требования, установленные ТР ТС 018/2011, страны-участницы ЕАЭС лишены права установления обязательных требований, не предусмотренных Техническими регламентами Союза (ст.53 Договора о ЕАЭС).

В рамках контроля не подлежит проверке наличие элементов конструкции, которые не были предусмотрены в транспортном средстве на момент его выпуска в обращение (п.74 ТР ТС 018/2011).

В части тахографов, в рамках контроля проверке подлежит выполнение обязательного требования: демонтаж и неработоспособность тахографа не допускаются, если его установка предусмотрена настоящим техническим регламентом (п.10.5 Приложения № 8 к ТР ТС 018/2011).

IV. ПРАВИЛА ПРОВЕДЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО ОСМОТРА ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ В КОНТЕКСТЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ      

В соответствии с Федеральным законом от 01.07.2011 № 170-ФЗ «О техническом осмотре транспортных средств..»:

·               Технический осмотр транспортных средств - проверка технического состояния транспортных средств (в том числе их частей, предметов их дополнительного оборудования) на предмет их соответствия обязательным требованиям безопасности транспортных средств в целях допуска транспортных средств к участию в дорожном движении на территории Российской Федерации и в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации, также за ее пределами (ст.1);

·               Обязательные требования безопасности транспортных средств - требования к техническому состоянию транспортных средств (в том числе их частей, предметов их дополнительного оборудования), установленные международными договорами Российской Федерации или нормативными правовыми актами Российской Федерации, на соответствие которым осуществляется проверка транспортных средств (в том числе их частей, предметов их дополнительного оборудования), при проведении технического осмотра (ст.1);

·               Правительство Российской Федерации не наделено правом установления обязательных требований безопасности транспортных средств (ст.7);

·               К полномочиям Правительства Российской Федерации отнесено установление Правил проведения технического осмотра.

Примечание:

Иное входит в прямое противоречие с положениями Договора о ЕАЭС, ТР ТС 018/2011 Федерального закона об обязательных требованиях № 247-ФЗ, Федерального закона о техническом регулировании № 184-ФЗ. В соответствии со ст.15 Конституции РФ если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

 V. ПРИКАЗ МИНТРАНСА РОССИИ ОТ 28.10.2020 № 440 В КОНТЕКСТЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В соответствии с Федеральным законом № 247-ФЗ «Об обязательных требованиях в Российской Федерации»:

·               Порядок установления обязательных требований к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации определяется Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, актами, составляющими право Евразийского экономического союза, и законодательством Российской Федерации о техническом регулировании (ст.1).

·               Обязательные требования устанавливаются федеральными законами, Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, актами, составляющими право Евразийского экономического союза, положениями международных договоров Российской Федерации, не требующими издания внутригосударственных актов для их применения и действующими в Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами. В случаях и пределах, которые установлены федеральными законами, обязательные требования могут быть установлены указами Президента Российской Федерации. В случаях и пределах, которые установлены федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, обязательные требования могут быть установлены нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти.

Примечание: Из указанного вытекает, что Правительство РФ не вправе наделять федеральный орган исполнительной власти полномочиями по установлению обязательных требований. Приказ № 440 издан на основании постановления Правительства РФ № 1213. Закон № 196-ФЗ о безопасности дорожного движения не предусматривает полномочий Минтранса по установлению обязательных требований. 

В соответствии со ст.4 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» федеральные органы исполнительной власти вправе издавать в сфере технического регулирования акты только рекомендательного характера.

В соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, актами, составляющими право Евразийского экономического союза, и законодательством Российской Федерации о техническом регулировании обязательные требования, предъявляемые к транспортным средствам и тахографам установлены ТР ТС 018/2011.

Из указанного следует, что приказ Минтранса России № 440 не является нормативным правовым актом, устанавливающим обязательные требования.

 

VI. ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ

1. Тахограф марки «Меркурий ТА-002», как соответствующий требованиям ТР ТС 018/2011 допустим к использованию в составе транспортных средств на территории стран, входящих в Евразийский экономический союз.

2. Содержание п.4 Правил проведения технического осмотра транспортных средств, в части исключений, не относится к тахографам, используемым в порядке ТР ТС 018/2011. Применяется к техническим средствам, предусмотренным ЕСТР (тахограф – цифровое исполнение, контрольное устройство – электронно-механическое исполнение (шайбовый). 

3. Требования п.82 к Правилам проведения технического осмотра транспортных средств, в части проверки наличия тахографа в составе транспортного средства, применяется в отношении транспортных средств,  подлежащих оснащению в порядке ТР ТС 018/2011 (выпущенных с момента вступления в силу технического регламента – 01.01.2015, не подпадающих под исключения, предусмотренные ст.2 ЕСТР).

4. Соответствие тахографа проверяется наличием на тахографе единого знака обращения продукции на рынке (EAC), а также сертификата соответствия ТР ТС 018/2011.

5. В ходе проверки выполнения обязательных требований в рамках проведения технического осмотра транспортных средств подлежит проверки работоспособность тахографа.

6. Требования п.82 к Правилам проведения технического осмотра транспортных средств, в части контроля использования тахографов (настройка, калибровка, наличие настроечной таблицы и пр.), в компетенцию оператора технического осмотра не входят – не является обязательным требованием, контроль использования обеспечивается: мастерскими, владельцами транспортных средств, контролерами (ГИБДД)

 

 

С уважением,

Минин Сергей

 01.03.2022