Перейти к основному содержанию
Главная
Группа
Компаний
г. Екатеринбург, Сибирский тракт, 14 км., лит. 33

ЦИФРОВИЗАЦИЯ ВСЕЯ….

Раздел Тахография
Модное слово -цифровизация

Особого шума по теме, о которой сегодня хотелось бы поговорить, в стране было немного. И это настораживает!

Дело в том, что в истекшем году ФБУ Росавтотранс в очередной раз придумало новый алгоритм активизации тахографов с СКЗИ (не могу себе изменять, в дальнейшем буду просто писать – ХРЕНЬ), и, что самое важное – стало его применять с 01.01.2022 года.

В чем новшество? Новым стало то, что для совершения успешных действий по активизации хрени стало необходимым создание собственником (владельцем), на транспортном средстве которого активизируется ХРЕНЬ, личного кабинета на портале Автоматизированной информационной системы «Тахографический контроль», естественно, находящегося на информационном ресурсе ФБУ Росавтотранс. Рекомендованная процедура, в принципе, не сложная, но отвлечься руководителям указанных лиц придется. Это еще не все. Для активизации хрени и оформления карт тахографов необходимо предварительно оформить и учесть в соответствующих перечнях ФБУ «Росавтотранс» машиночитаемую доверенность на представителя юридического лица или индивидуального предпринимателя.

Понятно, мы к этому уже все привыкли, что введенные новшества никаким нормативным правовым актом не закреплены, как обычно, в форме рассылки информации, даже не Методическими рекомендациями!

Примечательно, что ничего подобного, в смысле участия транспортников в системе, которая всегда была компетенцией мастерских, в их ФУНДАМЕНТАЛЬНОЙ ОСНОВЕ (смешно) – приказе Минтранса России № 440 от 2020 года, НЕТ!!! Как сейчас модно говорить: от слова совсем!

Вот и получается, что такими новшествами, с одной стороны: усилили контроль и ограничили мастерские, с другой стороны: усложнили процесс для перевозчиков…. В такой ситуации, как думаете будет обстоять дело со стоимостью и сроком проведения соответствующих мероприятий? Ответ, на мой взгляд, очевиден….  Но, это только очевидные последствия!

Мне кажется, в описанной ситуации присутствуют и иные, более значимые цели и более значительные последствия. Именно подобное и заставило меня взяться за написание этой публикации. Естественно, я могу ошибаться!? Свои последующие мысли, в части их оценки, оставляю на откуп всех лиц, прочитавших этот материал.

Чтобы ход моих рассуждений был более-менее понятен, считаю необходимым начать с воспоминаний «дел давно минувших».

2012 год.

Принимается Федеральный закон № 78-ФЗ, которым вносятся изменения в ст.20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» и в ст.11.23 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в соответствии с которыми в нашем правовом поле появляется обязанность владельцев транспортных средств оснащать своих «железных коней» тахографами, а за не соблюдение последнего – ответственность в виде административного штрафа. При этом, было установлено, что требования к тахографам и прочие значимые вопросы по их использованию были отнесены к компетенции Правительства РФ.

Уместно заметить, что подобное реализовалось через закон № 78-ФЗ, который был про изменения законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика!!!!

И уж, однозначно, нельзя обойти вниманием то, что тогда сложилась ситуация одновременного действия трех самостоятельных систем нормативного регулирования одного и того же предмета – оснащение т/с тахографами:

с одной стороны  - постановление Правительства РФ № 922 от 1996 года, которым предписывалось оснащение т/с тахографами, соответствующими требованиям ЕСТР;

с другой стороны – Федеральный закон № 84-Фз «О техническом регулировании», национальный технический регламент, утвержденный постановлением Правительства РФ № 720 от 2009 года и приказ Минтранса № 319 от 2011 года, в соответствии с которыми предписывалось оснащение т/с тахографами, соответствующими  требованиям технического регламента;

с третьей стороны – упомянутая норма закона о безопасности дорожного движения, постановление Правительства РФ № 1213 от 2012 года и приказы Минтранса № 36 и 273 от 2013 года.

Тогда это всем «кто в теме», кроме  выгодоприобретателей от ХРЕНИ,  казалось смешным и нелепым. Понятно, что за изменениями последовала реакция профессионального сообщества, направленная на изменение создавшейся ситуации. К сожалению, эта реакция была не очень активной и с не очень большим охватом общественности. Правда, если уж совсем честно, тогда, кроме созданного НП «СРТС», никто особо не тревожил этих ХРЕНО-любцев. Под последними, для ясности, я подразумеваю не только лиц, причастных к изготовлению блоков СКЗИ, а и Минтранс, как активного участника этого процесса, которыми была проведена очень активная компания, следствием которой явилась «глухота и слепота» всех уровней государственной власти, включая судебную, и чрезвычайная активность ГИБДД и Ространснадзора во внедрении ХРЕНИ.

2015 год.

Вступают в силу положения Договора о Евразийском экономическом союзе и Технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств», в соответствии с которыми предписывалось оснащение т/с тахографами, соответствующими  требованиям указанного технического регламента. Сейчас особенно смешно, но об этих актах Минтранс узнал и стал задумываться об их значении спустя более года. Да, что Минтранс, Правительство РФ отреагировало на это только в октябре 2015 года, изданием постановления № 1108.

Следствие – опять существование двух действующих систем тахографии, с использованием различных тахографов. И, как догадываетесь, вновь «глухота и слепота» всех уровней государственной власти, включая судебную, и продолжающаяся чрезвычайная активность ГИБДД и Ространснадзора во внедрении ХРЕНИ!!!! Тут уж было совсем не до смеха! Это было прямое посягательство, вернее, не посягательство, а НАРУШЕНИЕ КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, и кем? – все теми же государственными структурами РФ. В делах НП СРТС до сих пор хранятся «глухие и слепые» ответы на соответствующие запросы и такие же решения судебных органов. Исключение  - Магаданский арбитражный суд, который «забили» в конце концов «мнением» вышестоящих инстанций.  Единство этих – невидящих, неслышащих и активных (надзорников), указывало на то, что Владимир Владимирович, с одной стороны подписал правовой акт, а с другой стороны «благословил» его игнорирование «ВСЕЯ РУСЬЮ»…., естественно, за исключением автоперевозчиков. А, что последние? – «кто в лес, кто по дрова».  

2019-2020 годы.

Урааааа!!!! «Административная гильотина», новый Премьер-министр (без сарказма, конкретно этот государственный человек до сих пор вызывает у меня только положительно-ожидающие эмоции) и, что самое значимое – принятие нового законодательства РФ об обязательных требованиях. Тогда все «понимающие» ожидали упразднение системы использования ХРЕНИ. Ведь, теперь ЗАКОН прямо указывает на Договор о Евразийском экономическом союзе, соответственно, на техрегламент таможенного союза. И…..? Правильно, «кукишь вам с маслом»!!!!! СКЗИ – это, по мнению тех – неслышащих, невидящих и активных, СВЯТОЕ!!!! А, что с перевозчиками –

«….И захлопнулась дверь. Постояв,

Развязали кошли пилигримы,

Но швейцар не пустил, скудной лепты не взяв,

И пошли они, солнцем палимы,

Повторяя: "Суди его бог!",…»

(Н.Некрасов)

Печально…., правда, очень печально осознавать, что уже ничто, ни Конституция РФ, ни закон, ничто…. не способно изменить ситуацию!!!!

И, вот тут, я непосредственно подхожу к тому, для чего решил все это написать.

Рассуждения мои просты. Вся тема тахографии начиналась, если я правильно ее понял, в том числе через официальную информацию и нормативные акты РФ, с целей обеспечения безопасности дорожного движения, в контексте организации контроля за режимами труда и отдыха водителей.

Нет, не так!? По крайней мере, официально декларировалось, что – ТАК!

Если так, то с 1998 года, ладно обойдемся без «либералистического» периода, с 2012 года, как обстоит дело с результатами достижения этих целей?

Официальная информация указывает на то, что НИКАК!!!! Соответствующей статистики нет, подведения итогов работы и мероприятий, тоже нет! А, что есть?

Есть, практически, нулевая статистика по нарушениям режимов труда и отдыха (ч. 3 ст.11.23 КоАП РФ, до 2019 года – ч.2 ст.11.23).

Есть затраты автоперевозчиков на тахографическое оборудование, административные штрафы и карты МАП.

Есть игнорирование закона «глухими и слепыми», а также надзорниками и судом.

Есть ограничение конкуренции на рынке Евразийского экономического союза.

Есть бесполезная нагрузка на разрешительную систему Ространснадзора (карты МАП).

Есть постоянные «подковерные игры» пассажироперевозчиков с органами власти.

Есть «плутовской» технический осмотр транспортных средств и вечная гонка между «убегающими» предпринимателями и «догоняющими и карающими» их надзорниками.

Еще много чего - ЕСТЬ, только безопасности дорожного движения от нарушений режимов труда и отдыха водителей – как не было, так и НЕТ!

И вот тут возникает вопрос: ПОЧЕМУ??? Столько суеты и внимания к бесцельному вопросу, ЗАЧЕМ?  

На мой взгляд, ответ достаточно простой – может цели другие!?

И вот тут мне вспоминается Государственная программа по безопасности дорожного движения до 2020 года. Тогда, на заре всех указанных перипетий, нами было выявлено, что по этой программе на систему тахографии уже было потрачено 400 млн.рублей. Сколько потрачено на сегодня и представить сложно. Куда делись эти деньги, на какие цели и в чьи карманы? Сказать сложно! На этот вопрос даже Счетная Палата РФ ответить не смогла…Что-то невнятное промямлила, типа: все ок! деньги тратятся по назначению… 

Теперь, мне кажется, что это назначение проявляется! Держите, не уроните – цифровизация «ВСЕЯ…тахографии».

Что такое – эта организация личных кабинетов автоперевозчиков на едином информационном портале тахографического контроля? Да еще с учетом машиночитаемых подписей? Не догадываетесь?

Может я сгущаю краски? Может быть! Но мне от этого видятся следующие последствия. Понятно, что нижеследующее вполне себе делается в интересах государства, как основного регулятора процессов в стране. Историческая объективность этого, возможно и скорее всего, оправдана. Только я, как мыслящий человек, участвующий в этой системе, как субъект предпринимательского права, не вижу там… своих интересов и интересов таких же субъектов и простых  людей – собственников транспортных средств. Вижу только, что нас хотят «построить, посчитать, кого-то списать, подравнять, пощипать и заставить ходить строем, в ногу». Хотя, допускаю, что в контексте функционирования системы – это, наверно, имеет свой оправданный смысл.   

Итак, последствия.

1. Обеспечение сбора соответствующей информации об автоперевозчиках, ее систематизация, анализ, учет и принятие решений.

2. Ликвидация с рынка автоперевозок лиц, не являющихся участниками Портала (информационный ресурс ФБУ Росавтотранс «Тахографический контроль»). Например, физических лиц, являющихся собственниками транспортных средств. Тут проблем, вообще, нет. Хотим мы этого, не хотим, но эти лица не могут выступать в качестве субъектов предпринимательского права. Обратное – это незаконное предпринимательство, так установил закон! И, тут в помощь любые правовые инструменты, от запрета регистрации коммерческого транспорта, до регулирования сделок на предмет автоперевозок. Другой пример, иные лица, не пожелавшие стать участниками Портала. Не с Порталом – не участник рынка услуг автоперевозок. Ничего сложного, подписываются изменения в Правила перевозок и все! Плюс прямой запрет на участие в конкурсной системе государственных органов, а также среди иных лиц.      

3. Упразднение рынка тахографических услуг (мастерских). Посредством информационного ресурса можно успешно организовать для участников Портала систему информирования о порядках и алгоритмах проведения соответствующих действий в отношении использования тахографов в составе транспортных средств, в том числе с передачей соответствующих компетенций техническому персоналу участников, да и водительскому тоже. Пламенный привет нашим «соплеменникам» крипто-любцам!!!

4. Организация контроля за выполнением участниками Портала системы организации труда водительского состава. Сейчас в Административных регламентах органов контроля (надзора) это называется – Мониторинг. Как? Элементарно! Через обязанность участников Портала по передаче информации. Может, кто забыл, я напомню: уже сейчас автоперевозчик обязан каждые 28 дней считывать информацию с карт тахографов! Кто использует эту информацию сейчас, если считывает, конечно, никто. Скоро появятся интересанты, и никуда никто не денется.

5. Автоматический контроль за деятельностью водителей, в смысле выполнения алгоритмов труда и отдыха, с той же самой автоматической фиксацией нарушений и наложением взысканий. Деньги! Деньги! Без них никуда! Опять же, надзорники и суды разгрузятся. Механизм? Европейский опыт в помощь.       

Продолжать, на мой взгляд, не имеет смысла.

Как, вам, такой расклад!? По-моему, все более-менее логично. Так или иначе, в эту систему и вопросы безопасности подтянутся….

В этой связи, у меня один вопрос: как долго эта система будет выстраиваться и сколько денег «проглотят» пока она выстраивается «заинтересанты» не от государства?

Простите, еще один – а не может быть, что построение такой системы, это тоже не реальная цель!!!!???  Может вопрос тупо в ДЕНЬГАХ для кого-то, и далеко не в государственных интересах!!!???

 

Минин Сергей

28.01.2022