Перейти к основному содержанию
Главная
Группа
Компаний
г. Екатеринбург, Сибирский тракт, 14 км., лит. 33

Нормативная сторона транспортной безопасности

Раздел Транспортная безопасность
Нормативная сторона транспортной безопасности

Фундамент нормативной правовой базы транспортной безопасности составляет Федеральный закон от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» (Закон).

Общее: Согласно Закону целями обеспечения транспортной безопасности являются устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства.

Основными задачами обеспечения транспортной безопасности являются:

1) нормативное правовое регулирование в области обеспечения транспортной безопасности;

2) определение угроз совершения актов незаконного вмешательства;

3) оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств;

4) категорирование объектов транспортной инфраструктуры;

5) разработка и реализация требований по обеспечению транспортной безопасности;

6) разработка и реализация мер по обеспечению транспортной безопасности;

7) подготовка и аттестация сил обеспечения транспортной безопасности;

8) осуществление федерального государственного контроля (надзора) в области обеспечения транспортной безопасности;

9) информационное, материально-техническое и научно-техническое обеспечение транспортной безопасности;

10) сертификация технических средств обеспечения транспортной безопасности.

 

Система транспортной безопасности в целом, охватывает все виды транспорта: автомобильный, железнодорожный, воздушный, морской, речной.

Система транспортной безопасности в области автомобильного транспорта:  Распространяется на объекты транспортной инфраструктуры, субъекты транспортной безопасности и транспортные средства.

Под объектами транспортной инфраструктуры рассматриваются:

-  автовокзалы и автостанции;

- тоннели, эстакады, мосты;

- определяемые Правительством Российской Федерации участки автомобильных дорог;

- обеспечивающие функционирование транспортного комплекса здания, сооружения и помещения для обслуживания пассажиров и транспортных средств, погрузки, разгрузки и хранения грузов повышенной опасности и (или) опасных грузов, на перевозку которых требуется специальное разрешение.

 

Объекты транспортной инфраструктуры подлежат обязательному категорированию.  Категорирование - отнесение объектов транспортной инфраструктуры к определенным категориям с учетом степени угрозы совершения акта незаконного вмешательства и его возможных последствий.

 

Не подлежат категорированию:

- автовокзалы и автостанции, расположенные в границах населенных пунктов с численностью населения менее 100 тысяч человек, в работе которых в течение двух лет подряд не совершено и/или предотвращено ни одного акта незаконного вмешательства (за исключением заведомо ложных сообщений об угрозе совершения и/или совершении акта незаконного вмешательства) и среднесуточный пассажиропоток которых составляет менее 100 пассажиров в сутки;

- мостовые сооружения (мосты, эстакады, путепроводы, виадуки) и тоннели длиной до 25 м включительно;

- мостовые сооружения (мосты, эстакады, путепроводы, виадуки), не имеющие перемещаемых и (или) подъемных пролетных строений, и тоннели длиной до 100 м включительно, расположенные на автомобильных дорогах, имеющих автомобильные дорожные участки их обхода (объезда) протяженностью до 50 км с аналогичной или более высокой категорией дороги и аналогичными и более высокими установленными параметрами допустимых нормативных нагрузок;

- мостовые сооружения (мосты, эстакады, путепроводы, виадуки) деревянные, наплавные, а также временные.

 

Информация об объектах транспортной инфраструктуры и видах присвоенных им категорий содержится в Реестре, ответственность за ведение которого возлагается на Росавтодор.

 

Под транспортными средствами рассматриваются:

- транспортные средства автомобильного транспорта, используемые для регулярной перевозки пассажиров и багажа или перевозки пассажиров и багажа по заказу либо используемые для перевозки опасных грузов, на осуществление которой требуется специальное разрешение;

- транспортные средства городского наземного электрического транспорта.

 

Транспортные средства не подлежат категорированию и оценке уязвимости.

 

Транспортные средства подлежат включению в Реестр объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, ведение которого осуществляется Росавтодором.

 

Под субъектами транспортной безопасности рассматриваются:

- юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств или использующие их на ином законном основании.

Обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, перевозчиков, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.

Субъектами транспортной безопасности в отношении объектов транспортной инфраструктуры обеспечивается проведение:

 

1) Категорирования объектов транспортной инфраструктуры. Категорирование осуществляется федеральными органы исполнительной власти, уполномоченными Правительством Российской Федерации осуществлять функции по оказанию государственных услуг в области обеспечения транспортной безопасности (Росавтодор), на основании заявлений субъектов транспортной инфраструктуры по установленным формам.

 

2) Оценки уязвимости - определение степени защищенности объектов транспортной инфраструктуры от угроз совершения актов незаконного вмешательства. Оценка уязвимости проводится по инициативе субъектов транспортной инфраструктуры на основе публичного договора со специализированными организациями в области транспортной безопасности. Специализированные организации в области транспортной безопасности - юридические лица, аккредитованные компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, для проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.

Результаты проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры утверждаются компетентным органом в области обеспечения транспортной безопасности (Росавтодор). Данные сведения являются информацией ограниченного доступа.

 

3) Разработки планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры на основании результатов проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры. Порядок разработки указанных планов устанавливается Минтрансом России, по согласованию с ФСБ России и МВД России.

Планы  обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры утверждаются Росавтодором. Данные сведения являются информацией ограниченного доступа.

 

4) Реализации планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры.

 

Субъектами транспортной безопасности в отношении транспортных средств обеспечивается проведение:

 

1) Направления заявлений о включении транспортных средств в Реестр объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, ведение которого осуществляется Росавтодором.

 

2) Обследования транспортных средств, а также изучение реализуемых на них мер от угроз совершения актов незаконного вмешательства с учетом требований по обеспечению транспортной безопасности.

 

3) Разработки паспортов обеспечения транспортной безопасности транспортных средств, содержащие в качестве приложений результаты обследования транспортных средств и изучения реализуемых на них мер от угроз совершения актов незаконного вмешательства с учетом требований по обеспечению транспортной безопасности. Типовые формы указанных паспортов по видам транспорта утверждаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Паспорта обеспечения транспортной безопасности транспортных средств должны содержать меры, реализуемые субъектами транспортной безопасности по исполнению соответствующих требований по обеспечению транспортной безопасности.

Паспорта обеспечения транспортной безопасности транспортных средств утверждаются Росавтодором. Данные сведения являются информацией ограниченного доступа.

 

4) Реализации мер по исполнению соответствующих требований по обеспечению транспортной безопасности, предусмотренных паспортами  обеспечения транспортной безопасности транспортных средств. 

 

Заключительные положения: Законодательство РФ по транспортной безопасности в отношении всех предусмотренных мероприятий содержит конкретные сроки их выполнения, а также меры ответственности в случаях их не выполнения.   

 

Федеральный государственный контроль (надзор) в области транспортной безопасности осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти согласно их компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

 

Субъективное мнение автора: С момента вступления Закона в силу прошло практически 14 лет, вместе с тем, мероприятия, предусмотренные Законом в основной своей массе до сих пор не выполнены.  За истекшее время, через принятие иных Федеральных законов, редакция Закона подверглась внесению изменений более 15 раз.  Последние изменения законодательства РФ о транспортной безопасности были связаны с вступлением в силу Федерального закона «Об обязательных требованиях в Российской Федерации».

Подобное может говорить только об одном – введение в нашей стране системы транспортной безопасности в контексте основного Закона является неактуальным, необоснованным и несовершенным.