Перейти к основному содержанию
Главная
Группа
Компаний
г. Екатеринбург, Сибирский тракт, 14 км., лит. 33

ШИЛО НА МЫЛО, ИЛИ БЫЛ СМЫСЛ…

Раздел Правовая помощь
Новый порядок ДПС

Наши партнеры – автоперевозчики, давненько уже задавали мне вопрос о моем отношении к изменению регулирования вопросов надзора за безопасностью дорожного движения органами Госавтоинспекции. Мне все как-то не до этого было, дела судебные отвлекли. Сейчас выдалась «свободная минута», вспомнив этот запрос, решил разобраться с его природой и составить какое-нибудь мнение по этому поводу.

Для полного понимания привожу исходные данные, так сказать «соль» природы вопроса. Ранее, до мая месяца текущего года, в нашей стране порядок взаимоотношений между водительским составом и сотрудниками Госавтоинспекции зиждился на положениях приказа МВД России от 23.08.2017 № 664, которым был утвержден Административный регламент исполнения МВД России государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства РФ в области безопасности дорожного движения, который, в том самом мае месяце, «благополучно почил всуе» согласно приказа МВД России от 02.05.2023 № 263. Вместо этого нормативного акта общественности был предложен иной акт – приказ МВД России от 02.05.2023 № 264, которым был утвержден Порядок осуществления надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства РФ о безопасности дорожного движения.

Я так полагаю, профессиональную водительскую общественность возбудили вопросы: зачем, почему, с чем связано, почему понижен статус акта, был Административный регламент, а стал Порядок, что изменилось, в чем подвох, произведенных МВД России манипуляций???

Вот с этими вопросами и попытаемся разобраться…..

Во-первых, обращает на себя внимание тот факт, что в приказе об отмене прежнего акта (Регламента), что в утверждении нового акта (Порядка) основаниями таких действий предъявлены одни и те же нормо-положения: пункт 19.1 части 1 статьи 12 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции" и пункт 7 статьи 30 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения".

В такой ситуации стоит взглянуть на них поподробнее….

В первом случае использована норма закона из раздела «Обязанности полиции», которая содержит следующую редакцию: «19.1) осуществлять надзор за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел;». Приведенная норма была введена в Закон о полиции еще в 2021 году Федеральным законом № 170-ФЗ, со сроком вступления в силу с 01.07.2021 года. В качестве обоснования принятия закона № 170-ФЗ, внесшим изменения во многие нормативные правовые акты, указано вступление в силу Федерального закона РФ № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».

Во втором случае использована норма закона из раздела «Контроль (надзор) в области безопасности дорожного движения», которая содержит следующую редакцию: «7. Порядок осуществления надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.». Не удивляйтесь, но приведенная норма, как и в первом случае, была введена в Закон о БДД тем же самым Федеральным законом № 170-ФЗ, со ссылкой принятия на Закон о государственном контроле.

 Из указанного и содержания приведенных законов и других нормативных правовых актов следует, что рассматриваемые изменения явились следствием административной реформы, больше известной общественности, как «административная гильотина». А то, что Закон № 248-ФЗ о государственном контроле состоялся в 2020 году, а рассматриваемые изменения в текущем году – это в нашей стране нормально! Если бы текст набирался в каком-нибудь мессенджере уместно было бы поставить некоторое количество «смеющихся рожиц»!!! Действительно, 3 года для корректировки нормативной правовой базы государственным органом, это никак не смешно, правда!? И дело, на мой взгляд, не в низкой квалификации сотрудников государственных органов и «тяжелой» бюрократической системы согласования издаваемых правовых актов, хотя и это, безусловно, имеет место, дело, тупо, в деньгах: три года стабильного бюджетного финансирования деятельности!!!! Извините, отвлекся…

Возвращаемся к рассматриваемым изменениям. Последнее, на чем остановился по теме – административная реформа. В этой части развивать тему сознательно не буду, так как слишком емкая тема. Отмечу только два существенных обстоятельства.

В рамках нормативных правовых изменений сути и подходов в вопросах федерального государственного контроля (надзора) в области безопасности дорожного движения:

1) «на гора» было выдано новое Положение об этом контроле (надзоре) – постановление Правительства РФ от 30.06.2021 № 1101;

2) на законодательном уровне конкретизирован предмет этого государственного контроля (надзора), включающий:

- соблюдение установленных законодательством Российской Федерации о безопасности дорожного движения, Соглашением о международной дорожной перевозке опасных грузов от 30 сентября 1957 года (ДОПОГ), актами, составляющими право Евразийского экономического союза, обязательных требований в области безопасности дорожного движения:

- к содержанию дорог, дорожных сооружений, железнодорожных переездов и линий городского наземного электрического транспорта, влияющих на безопасность дорожного движения;

- к проведению строительных работ (за исключением требований, соблюдение которых проверяется при осуществлении государственного строительного надзора), ремонтных и иных работ, осуществлению деятельности, оказывающих влияние на безопасность дорожного движения;

- к установке и эксплуатации технических средств организации дорожного движения и иных элементов обустройства автомобильных дорог;

- к конструкции и техническому состоянию находящихся в эксплуатации транспортных средств, прицепов к ним и предметов их дополнительного оборудования, а также к изменению конструкции зарегистрированных в установленном порядке автомототранспортных средств и прицепов к ним;

- к перевозкам пассажиров и грузов, эксплуатации транспортных средств (за исключением обязательных требований, соблюдение которых отнесено к предмету федерального государственного контроля (надзора) на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве, регионального государственного контроля (надзора) на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве, муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве и не связано с совершением дорожно-транспортного происшествия, повлекшего причинение вреда жизни и (или) здоровью человека);

- соблюдение операторами технического осмотра обязательных требований к проведению технического осмотра транспортных средств, установленных правилами проведения технического осмотра транспортных средств;

- соблюдение специализированными организациями, участвующими в государственной регистрации транспортных средств, обязательных требований к таким организациям, установленных Федеральным законом от 3 августа 2018 года N 283-ФЗ "О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и порядком государственной регистрации транспортных средств;

- соблюдение изготовителями государственных регистрационных знаков транспортных средств обязательных требований к изготовлению государственных регистрационных знаков транспортных средств, установленных Федеральным законом от 3 августа 2018 года N 283-ФЗ "О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", порядком изготовления государственных регистрационных знаков транспортных средств и правилами учета, хранения и выдачи государственных регистрационных знаков транспортных средств;

- соблюдение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований, установленных техническими регламентами, или обязательных требований, подлежащих применению до дня вступления в силу технических регламентов в соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ "О техническом регулировании". В положении о федеральном государственном контроле (надзоре) в области безопасности дорожного движения указываются наименование и структурные элементы технического регламента и (или) обязательных требований, подлежащих применению до дня вступления в силу технических регламентов в соответствии с указанным Федеральным законом, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках федерального государственного контроля (надзора) в области безопасности дорожного движения, а также виды продукции, являющиеся объектами федерального государственного контроля (надзора) в области безопасности дорожного движения.

Если вы предвзято читали последний фрагмент текста, то могли обратить внимание на то, что формально участники дорожного движения не обозначены в качестве субъектов контроля…. Действительно, формально это так, но…, это и не так, как минимум, в части соблюдения требований в отношении перевозки опасных грузов, к перевозкам пассажиров и грузов, эксплуатации транспортных средств, в целом, а также соблюдению требований, предъявляемых к конструкции и техническому состоянию находящихся в эксплуатации транспортных средств, прицепов к ним и предметов их дополнительного оборудования, включая требования к изменению конструкции зарегистрированных в установленном порядке автомототранспортных средств и прицепов к ним.

Именно, на мой взгляд, этот формальный пробел и был компенсирован изданием нового порядка контроля за участниками дорожного движения. И, именно, в контексте его названия – Порядок, так как закон устанавливает такую форму нормативного правового акта. Ранее действовавшая форма – Регламент, оказалась за рамками закона.

В развитие темы уместно заметить, что вновь утвержденный Порядок, следует расценивать, как нормативный правовой акт, содержащий обязательные к исполнению требования. Никуда не денешься, в данном случае полное соответствие Федеральному закону № 247-ФЗ от 2020 года «Об утверждении обязательных требований в Российской Федерации».

Теперь, если говорить о содержании Порядка, мне, как «бывшему» этот документ показался более логичным, сжатым и понятным по отношению к прежнему, - Регламенту. При этом, как это обычно бывает, сжатость (краткость) документа оставляет много: но…, в виде недосказанности. Отсюда, к сожалению, будут расти «ноги» многих проблем во взаимоотношениях водителей и сотрудников ГИБДД. Например, в отношении случаев задержания транспортных средств Порядок ничего кроме требования об оформлении протокола не содержит, то есть, нет утвержденного порядка действий сотрудников. Равно, как это и было ранее, нет конкретики по возврату задержанных транспортных средств, а это, как показала жизнь, очень существенный вопрос, и ссылка: «после устранения причины задержания», в случае технических неисправностей НЕ РАБОТАЕТ, так как нет системы устранения технических неисправностей транспортного средства, в условиях его хранения в качестве задержанного транспортного средства!!!! Отлично, да здравствует дальнейшее процветание коррупционных схем, связанных с задержанием транспортных средств!!??? Эх, Россия, Россия – матушка!?

Не могу удержаться от указания еще одного примера. Уж извините, тему тахографов обойти никак не мог! Что с тахографами в рассматриваемом Порядке? НИЧЕГО нового, скажу сразу. «Туман» пустили, конкретики – 0!!! Судите сами, привожу текст п.83: «Проверка соблюдения норм времени управления транспортным средством и отдыха физическими лицами, осуществляющими эксплуатацию грузовых автомобилей, разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 килограммов, и автобусов, а также режима труда и отдыха водителями транспортных средств, управление которыми входит в их трудовые обязанности, производится, в том числе с использованием информации, регистрируемой тахографом..». Основной вопрос: как производиться?, оставлен на домысливание… Вернее, тупо, легализовали существующее положение: при остановке инспектор требует распечатку с водителя, тот ему ее делает, что в ней никого не интересует… Если не делает…., ну, вы сами дальше все знаете… Где, господа регуляторы, применение ваших специальных ключей – карт контролера, где системный анализ информации, где все то, для чего организовывалась система тахографического контроля??? Ответ, видимо в дальнейшем содержании приведенного пункта – контроль за оснащением т/с тахографами, соответствием тахографов «хотелкам» Минтранса России. Эти самые «хотелки», тупо, приводятся в качестве   нормативного акта, который в силу Федерального закона № 247-ФЗ (упоминался выше), нормативным правовым актом, устанавливающим обязательные к исполнению нормы, не является!!! Нет такого закона, которым Минтранс России уполномочен регулировать вопросы оценки тахографов, и уж тем более, устанавливать в отношении их какие-то обязательные требования!!!! НЕТ!!!! Как такую редакцию Порядка пропустил Минюст??? Видимо, как обычно – пред…..ВЗЯТО, то есть «взято по предоплате»!!!

Ладно, ну и их в то место, которое обычно Соловьев В.Р. использует в своих передачах по-украински и по-немецки…. Им все-равно, ни СВО, ни безопасность дорожного движения, им ничего не интересно кроме собственных выгод в виде монопольной продажи «особого» оборудования в системе тахографии…

В заключение, просто обязан, упомянуть о полномочиях сотрудников ГИБДД, в части остановки транспортных средств. Этот вопрос наиболее остро интересовал людей, которые возбудили написание этой статьи. Тут все просто, как я уже и упоминал в предыдущей статье: такое право им дано, практически в качестве титульного… Не согласны? Тогда вам стоит еще раз очень внимательно перечитать содержание п.24 и раздела IV Порядка…. Попробуйте смоделировать какую-нибудь ситуацию, когда сотрудник не имел права вас останавливать…, и, что самое главное – он согласится с этим…

 

Сергей Минин      

 

Комментарии

Ограниченный HTML

  • Допустимые HTML-теги: <a href hreflang> <em> <strong> <cite> <blockquote cite> <code> <ul type> <ol start type> <li> <dl> <dt> <dd> <h2 id> <h3 id> <h4 id> <h5 id> <h6 id>
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
  • Адреса веб-страниц и email-адреса преобразовываются в ссылки автоматически.