Перейти к основному содержанию
Главная
Группа
Компаний
г. Екатеринбург, Сибирский тракт, 14 км., лит. 33

ИЗМЕНЕНИЯ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ (НАДЗОРА) В ОБЛАСТИ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

Раздел Тахография
Федеральный государственный контроль по БДД

Готовя документы для очередного судебного процесса, связанного с оспариванием постановления по ч.1 ст.11.23 КоАП РФ (тахографы), с удивлением обнаружил, что постановление Правительства РФ от 16.10.2015 № 1108 «Об уполномоченных органах Российской Федерации по обеспечению государственного контроля (надзора) за соблюдением требований  технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» признано утратившим силу. Состоялось это посредством подписания Правительством РФ постановления за № 2265 от 11.12.2021 (вступило в силу 15.12.2021).

Естественно, начал рыскать по информационным системам для понимания вопросов, которые ранее регулировались постановлением 1108. Никакого документа, подобного отмененному не нашел… Но, потом стало приходить понимание, почему такое случилось.

Оказалось все дело в том, что 30.06.2021 года Правительство РФ изменило ранее существовавшую систему государственного контроля (надзора) в области безопасности дорожного движения путем утверждения нового Положения об этом контроле (постановление № 1101). Данный документ вступил в силу – 05.07.2021 года.

Теперь вопросы, регулируемые ранее постановлением Правительства РФ № 1108, получили нормативное закрепление непосредственно в Положении о федеральном государственном контроле (надзоре) в области безопасности дорожного движения.

Так, согласно п.2 Положения, предметом федерального надзора являются:

а) соблюдение установленных законодательством Российской Федерации о безопасности дорожного движения, Соглашением о международной дорожной перевозке опасных грузов от 30 сентября 1957 г. (ДОПОГ), актами, составляющими право Евразийского экономического союза, обязательных требований в области безопасности дорожного движения (далее - обязательные требования):

к содержанию дорог, дорожных сооружений, железнодорожных переездов и линий городского наземного электрического транспорта, влияющих на безопасность дорожного движения;

к проведению строительных работ (за исключением требований, соблюдение которых проверяется при осуществлении государственного строительного надзора), ремонтных и иных работ, осуществлению деятельности, оказывающих влияние на безопасность дорожного движения;

к установке и эксплуатации технических средств организации дорожного движения и иных элементов обустройства автомобильных дорог;

к конструкции и техническому состоянию находящихся в эксплуатации транспортных средств, прицепов к ним и предметов их дополнительного оборудования, а также к изменению конструкции зарегистрированных в установленном порядке автомототранспортных средств и прицепов к ним;

к перевозкам пассажиров и грузов, эксплуатации транспортных средств (за исключением обязательных требований, соблюдение которых отнесено к предмету федерального государственного контроля (надзора) на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве, регионального государственного контроля (надзора) на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве, муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве и не связано с совершением дорожно-транспортного происшествия, повлекшего причинение вреда жизни и (или) здоровью человека);

б) соблюдение операторами технического осмотра обязательных требований к проведению технического осмотра транспортных средств, установленных правилами проведения технического осмотра транспортных средств;

в) соблюдение специализированными организациями, участвующими в государственной регистрации транспортных средств, обязательных требований к таким организациям, установленных Федеральным законом "О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и порядком государственной регистрации транспортных средств;

г) соблюдение изготовителями государственных регистрационных знаков транспортных средств обязательных требований к изготовлению государственных регистрационных знаков транспортных средств, установленных Федеральным законом "О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", порядком изготовления государственных регистрационных знаков транспортных средств и правилами учета, хранения и выдачи государственных регистрационных знаков транспортных средств;

д) соблюдение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований, установленных техническими регламентами, или обязательных требований, подлежащих применению до дня вступления в силу технических регламентов в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", наименование и структурные элементы которых указаны в приложении N 1.

При этом Положением предусматривается Приложение № 1 к нему, содержащее Перечень технических регламентов и документов по стандартизации (их частей), содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках федерального государственного контроля (надзора) в области безопасности дорожного движения, состоящее из четырех разделов:

- технические регламенты;

- межгосударственные стандарты;

- национальные стандарты;

- своды правил.

Простой анализ этих разделов на предмет наличия положений, содержащих обязательные требования к тахографам, показал, что к таковым можно отнести исключительно положения Технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (ТР ТС 018/2011) - п.14, раздел 3 главы V, Приложение № 8.

Исходя из общего содержания Положения следует, что новая система федерального государственного контроля (надзора) в области безопасности дорожного движения выстроена в логике федерального законодательства об обязательных требованиях в Российской Федерации (от  31.07.2020 № 247-ФЗ) и о государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации (от 31.07.2020 № 248-ФЗ).

Следуя этой логики законодательства РФ, в части тахографической системы, складывается вполне понятная концепция ее применения:

1. Транспортные средства категорий М2, М3, N2, N3, выпущенные в оборот (изготовленные предприятиями-изготовителями) с 01.01.2015 года и  используемые в коммерческих целях, подлежат оснащению тахографами владельцами этих транспортных средств (ст.20 закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ, п.14 ТР ТС 018/2011. Выполнение этих требований владельцами транспортных средств обеспечивается конструктивной возможностью их оснащения тахографами (наличием штатных мест установки, крепления, энергопитания), обеспечиваемой предприятиями-изготовителями транспортных средств в результате выполнения ими соответствующих требований.

 

2. Тахограф, устанавливаемый на транспортное средство, как объект технического регулирования, должен соответствовать требованиям, предъявляемым ТР ТС 018/2011 (п.65 Приложения № 10). К обороту (использованию в составе транспортных средств) допускаются тахографы промаркированные единым знаком обращения на рынке (ЕАС) и обеспеченные сертификатом соответствия ТР ТС 018/2011 (п.7 и п.8 ТР ТС 018/2011).

3. Порядки ввода в эксплуатацию, эксплуатации, гарантийные обязательства, обслуживания, ремонта, вывода из эксплуатации и утилизации тахографа определяются производителем тахографа. 

4. Контроль наличия тахографа в составе транспортного средства и выполнения порядка его использования обеспечивается в рамках федерального государственного контроля (надзора) в области безопасности дорожного движения и в рамках процедур государственного технического осмотра (п.72-73 ТР ТС 018/2011).

5. Контроль наличия тахографа в составе транспортного средства в указанных выше порядках не осуществляется в случае не предусмотренности конструкцией транспортного средства наличия тахографа (п.74 ТР ТС 018/2011). То есть, в отношении транспортных средств, произведенных предприятиями-изготовителями до 01.01.2015 года, когда в отношении производимых транспортных средств отсутствовали требования о конструктивной возможности их оснащения тахографами (наличие штатных мест установки, крепления, энергопитания).

Кроме очевидности, соответствия закону и простоты понимания и выполнения, данная система снимает ряд необоснованного и избыточного участия государства в лице соответствующих государственных органов (учреждений) в вопросах использования тахографов в составе транспортных средств, в виде различных разрешительных процедур (допусков к деятельности) в отношении субъектов предпринимательства, заинтересованных в производстве тахографического оборудования, подтверждении соответствия, обслуживания и ремонта.

Попытка включить в эту концепцию какое-то отступление, например, в виде приказа Минтранса России от 28.10.2020 № 440, одномоментно рушит эту концепцию в принципе, что автоматически ввергает систему тахографии обратно в нормативный правовой хаос, где очевидно возникают противоречия:

- в системе регулирования обязательных требований, предъявляемых к тахографам;

-  в системе подтверждения соответствия тахографов, предъявляемым требованиям;

- в системе оборота тахографов (включая вопросы использования на территориях стран, входящих в ЕАЭС);

-  в системе соответствия (несоответствия) конструкции транспортных средства, находящихся в эксплуатации;

- в системах контроля за вводом в эксплуатацию тахографов и использования;

- в системе правоприменения законодательства, регулирующего вопросы тахографии, и ответственности лиц, отнесенных в качестве соответствующих субъектов.

 

Подводя итоги выше изложенному, уместно оговориться о некоторых слабых местах указанной выше концепции.

 

Во-первых, не смотря на то, что всеми понимается несоответствие приказов Минтранса России № 438 и 440 от 2020 года вступившему в силу законодательству РФ об обязательных требованиях и о государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле, контроль со стороны государственных органов положений этих приказов сохраняется, как говориться: «по инерции». Как показала практика, в большинстве случаев это вызвано элементарным незнанием и непониманием указанного законодательства со стороны сотрудников этих органов. К сожалению, подобное, имеет место и в отношении судейского корпуса нашей страны. Отсюда вывод: в этих условиях Правительству Российской Федерации следовало бы принять меры к отмене этих приказов, что очевидно бы послужило профилактикой субъективного подхода к вопросам тахографии со стороны контролирующих государственных органов и судейского сообщества.

Во-вторых, в рамках законотворческой деятельности в нашей стране, необходимо было бы внести соответствующие изменения в ст.2 и ст.20 закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ, в целях приведения их в соответствие положениям актов, составляющих право Евразийского экономического союза.

В-третьих, Правительству РФ необходимо утвердить Порядок оснащения транспортных средств тахографами, соответствующими ТР ТС 018/2011, как то предусмотрено ТР ТС 018/2011 и вполне вписывается в положения законов от 10.12.1995 № 196-ФЗ и закона от 31.07.2020 № 147-ФЗ. Дабы «не городить огород» Правительство РФ могло бы облегчить себе задачу путем издания акта, констатирующим, что оснащение транспортных средств тахографами осуществляется в порядке, предусмотренном производителями тахографов, согласованным с производителями транспортных средств. Этот бы акт ничего бы не менял в существующей системе, так как подобное изначально реализуется указанными производителями.

 

В-четвертых, в рамках законотворческой деятельности в нашей стране, необходимо было бы внести изменения КоАП РФ:

- из содержаний  ч.1 и ч.2 ст. 11.23 КоАП РФ исключить:  нормативными правовыми актами Российской Федерации (вытекает из предыдущего абзаца).

- из содержания ст.23.36 КоАП РФ исключить: ст.11.23  (обусловлено отсутствием полномочий в рамках федерального государственного контроля (надзора) в сфере транспорта, а также законодательством РФ о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, не допускающего проведения проверок исполнения одних и тех же требований несколькими органами).

Хотя, логичнее было бы компетенцию МВД РФ в части тахографов предусмотреть отдельно в главе 12 КоАП РФ, а Минтранса России – в гл.11 КоАП РФ, с привязкой к международным перевозкам, а не валить в одну кучу, как это имеет место в действующей статье 11.23 КоАП РФ. 

 

Как видите, всего четыре шага, не самых сложных и полностью соответствующих законодательству РФ способны снять все вопросы в области тахографов, которые сегодня продолжают сохранять социальную напряженность в автотранспортной области и в области взаимодействия автовладельцев с контролирующими государственными органами.

 

Способны государственные органы на это для сохранения стабильности общественных отношений в стране в столь непростые времена внешнеполитических, экономических, и пандэмийных испытаний…!!!??? Посмотрим…. Хотелось бы верить, что государственные интересы не размениваются меркантильными крипто-лоббистскими пристрастиями….

 

Минин Сергей

29 декабря 2021 года       

 

Комментарии

Ограниченный HTML

  • Допустимые HTML-теги: <a href hreflang> <em> <strong> <cite> <blockquote cite> <code> <ul type> <ol start type> <li> <dl> <dt> <dd> <h2 id> <h3 id> <h4 id> <h5 id> <h6 id>
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
  • Адреса веб-страниц и email-адреса преобразовываются в ссылки автоматически.