В процессе деятельности по установке и обслуживанию тахографов мы часто сталкиваемся с рядом вопросов по порядку использования тахографов и возможной ответственности за его нарушение.
Например: ответственен ли водитель транспортного средства, оснащенного тахографом, за отсутствие на транспортном средстве калибровочной таблицы или за некорректную информацию, содержащуюся в тахографе? Для понимания приведем ситуацию, которая в действительности имела место на территории ХМАО. Инспекторами ГИБДД было остановлено транспортное средство Х, оборудованное под перевозку опасных грузов, под управлением водителя Y. В процессе проверки документов и транспортного средства инспектором ГИБДД было установлено, что транспортное средство в установленном порядке оснащено тахографом, но при этом было обращено внимание, что в настройках тахографа максимально допустимая скорость движения автомобиля не соответствовала показателю скорости, допустимому при перевозке опасных грузов. В результате этого, в отношении водителя был составлен протокол по ч.1. ст.11.23 КоАП РФ.
На наш взгляд, в описанной и прочих подобных ситуациях, в соответствии с положениями КоАП РФ водитель не является лицом, в отношении которого может быть возбуждено дело об административной ответственности по ч.1. ст.11.23 КоАП РФ, и уж тем более, привлеченным к ответственности в соответствии с указанной статьей.
Не нагружая текст юридическими выкладками, простым языком изложим свою позицию, которая состоит в следующем.
В соответствии с правовыми и нормативными актами Российской Федерации, регулирующими систему тахографического контроля, определены 4 основные фигуры, активно участвующие в этой системе: владелец транспортного средства, водитель, сервисный центр по установке тахографов (мастерская) и контролирующий орган. В отношении каждого из указанных лиц (органов) нормативно предусмотрены соответствующие права и обязанности, реализуемые, в том числе посредством функционала специальных средств – карт тахографа (карта предприятия, карта водителя, карта мастерской и карта контролера). Акцентируя внимание на объеме прав и обязанностей водителя, следует констатировать, что действия, связанные с установкой и настройкой тахографа, не входят в компетенцию водителя. Отсюда вывод — водитель не ответственен за исполнение (не исполнение) этих действий.
Подтверждением нашего мнения является результат рассмотрения должностным лицом подразделения ГИБДД ХМАО, описанного выше случая – дело об административном правонарушении было прекращено.
Для информации: вопросы, связанные с установкой и эксплуатацией тахографов, закреплены приказами Минтранса России от 13.02.2013 № 36, от 21.08.2013 № 273.