«Пока гром не грянет – русский мужик не перекрестится…»

Опубликовано 25.07.2015 в разделе

23 июля текущего года на общероссийском телевизионном канале «Вести24» был показан видеосюжет, посвященный трагическим обстоятельствам дорожно-транспортных происшествий, произошедших в Красноярском крае и Чеченской республике, в которых погибло большое количество людей. В рамках сюжета были озвучены соответствующие статистические данные ДТП на территории Российской Федерации, с акцентом основных показателей наиболее неблагополучных регионов страны; пятигодовая динамика этих показателей, с констатацией стабильности ситуации со смертностью на дорогах Российской Федерации; некоторые выводы, констатирующие необходимость увеличения ответственности перевозчиков за действия и поведение водителей управляющих транспортными средствами. Также, в ходе видеосюжета был озвучен комментарий одного из руководителей общественной организации транспортников, указывающий на наличие инструмента профилактики ДТП, который давно активно используется в Европе и приносит положительный эффект — необходимость применения в рамках автоперевозок технического средства контроля за режимами труда и отдыха водителей – тахографа. Из его слов, на территории Российской Федерации такой инструмент тоже может активно применяться в силу наличия хорошего оборудования, исчерпывающей нормативной базы, регулирующей режимы труда и отдыха водителей. Закончился рассматриваемый видеосюжет заставкой, посвященной проведенному Президентом России Совета безопасности, на котором рассматривался вопрос транспортной безопасности.

В чем действительный информационный смысл этого видеосюжета? Последуют ли какие-то действия со стороны государственной власти? Может, наконец, система тахографического контроля получит положительный импульс дальнейшего развития? А, может, пройдет некоторое время, «раны затянуться» и все останется как прежде? Время покажет…

Анализируя информацию, озвученную и показанную с экранов телевизоров, стоит обратить внимание на ряд обстоятельств, на наш взгляд, являющихся существенными для заинтересованных лиц.

1. В сюжете все было доведено так, как будь-то мысль о применении тахографов в автотранспортном комплексе нова, с обращением внимания на положительный европейский опыт. В этой части, хотелось бы напомнить, что нормативно обязательность оснащения тахографами транспортных средств, осуществляющих внутрироссийские перевозки, имеет место в Российском законодательстве с 2010 года, когда в Технический регламент «О безопасности колесных транспортных средств» (постановление Правительства РФ от 10.09.2009 № 720) были внесены соответствующие изменения. Тут, даже не стоит упоминать об известном постановлении Правительства РФ 1996 года № 922, регламентирующим применение тахографов на транспортных средствах, осуществляющих междугородние перевозки, с историей исполнения которого все понятно – стране было не до этого. Ограничимся новейшей историей страны. Прошло пять лет, и что? То вводим обязательность для всех, то никак не разберемся с принимаемыми понятиями, например, с понятием «коммерческие перевозки», с полномочиями государственных контролирующих органов. То, вообще решили перепрыгнуть всех, зашифровавшись в глухую, даже не отдавая отчет никому, и себе в том числе — зачет это нужно? То, играем в популизм, инициируя исключения из правил. В результате истекшего периода, в общественно-экономическом смысле по данной тематике не продвинулись нисколько. Как был тахограф не нужен владельцу (пользователю) транспортного средства и контролеру, так он не нужен ему и сейчас. Общественное сознание никак не поменялось. Этот самый прибор по настоящее время воспринимается, как «откуп» от «государственного ока», абсолютно ненужное затратное бремя. Отсюда, не используемость приборов, даже в условиях их наличия в автомобилях. А, что контролирующие органы? Ограничиваются проверкой их наличия, а в последнее время вообще потеряли к ним интерес. Последствия всего этого – огромные деньги, потраченные перевозчиками, переложенные в ценники товаров и услуг для населения, и, к сожалению, сохраняющаяся «кровоточащая» статистика автоаварий. При всем при этом, глядя на поведение основного регулятора, складывается впечатление, что вопрос наличия в тахографе «черного ящика», все-таки ВАЖНЕЕ всего прочего!!!!????

2. В сюжете был сделан акцент на необходимость повышения ответственности владельцев транспортных средств – автопредприятий, за действия своих водителей. Именно – автопредприятий, имеющих статус юридических лиц. Основанием к тому, наверное, послужила недавняя инициатива некоторых депутатов Государственной Думы РФ (у нас есть отдельный комментарий по указанной инициативе). Может быть это является правильным!? В данном рассматриваемом вопросе есть один существенный момент. Если владельцем транспортного средства является физическое лицо, не имеющее статус индивидуального предпринимателя. И если мы не ошибаемся, именно эта категория транспортных средств в большинстве случаев является участниками ДТП. Как быть с ними. Тахографы устанавливать они не обязаны. Установить доподлинно, что автомобиль принадлежит ИП, а не просто физическому лицу, сотруднику ДПС не всегда возможно, свидетельство о регистрации транспортного средства, что в том, что в другом случае содержит информацию о конкретном физическом лице. Планирующиеся огромные штрафные санкции на юридических лиц, в данном случае не применимы, после принятия которых «юрики», через уже существующие инструменты, обратятся в «физиков». Никуда не деть и сложность правового института привлечения к ответственности юридических лиц. Может, перед принятием решений о существенном повышении материальной ответственности владельцев транспортных средств, разобраться с озвученными вопросами. Наконец, почему уже традиционно мы опять забываем о разумности развития иной мотивации, кроме избежания ответственности. Очень жаль, что об этом нигде и никто не говорит.

3. Еще много, что можно обсудить из видеосюжета: соответствие тахографов целям использования, применяемость и использование информации, фиксируемой ими, совершенство и понятность, установленных норм труда и отдыха водителя и еще много чего… Но! Хотелось бы верить, что присутствие в видеосюжете Президента Российской Федерации (тот самый – «ГРОМ..») повлекло за собой, пусть не быстрое, постепенное решение тех проблем, на которые все последние пять лет профессиональное сообщество обращает внимание органов исполнительной власти страны.

Комментарии закрыты.