ИНФОРМАЦИЯ специалиста в отношении информационного письма, распространенного 29.02.2016 ФБУ Росавтотранс в сети Интернет, по вопросам отнесения тахографов к определенным категориям

Опубликовано 07.03.2016 в разделе

1. ООО «РусАвтоКарт» осуществляет выпуск карт для контрольных устройств (тахографов), отвечающих требованиям Технического регламента «О безопасности колесных транспортных средств», утв. Постановлением Правительства РФ от 10 сентября 2009 г. N 720 и использующими для обеспечения некорректируемости данных методы, отличные от требований Приказа Минтранса России от 13.02.2013 N 36. Данные тахографы имеют обязательный сертификат соответствия требованиям указанного технического регламента. По конструктивному исполнению данные тахографы являются цифровыми согласно положениям ГОСТ Р 53831-2010 «Автомобильные транспортные средства. Тахографы. Технические требования к установке.» Данный ГОСТ использовался для подтверждения соответствия тахографов требованиям Технического регламента «О безопасности колесных транспортных средств».

Согласно пункта 3.3. Решения Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 г. N 877 «О принятии Технического регламента Таможенного союза » О безопасности колесных транспортных средств «, имеющего статус международного договора:

«До 1 июля 2016 года допускается производство и выпуск в обращение продукции в соответствии с обязательными требованиями, ранее установленными нормативными правовыми актами Таможенного союза или законодательством государства — члена Таможенного союза, при наличии документов об оценке (подтверждении) соответствия продукции указанным обязательным требованиям, выданных или принятых до дня вступления в силу Технического регламента. Указанная продукция маркируется национальным знаком соответствия (знаком обращения на рынке) в соответствии с законодательством государств — членов Таможенного союза или с Решением Комиссии от 20 сентября 2010 года N 386». Срок обращения продукции (после ее производства и выпуска в обращение ) — определяется сроком ее эксплуатации.

2. Карты, выпускаемые ООО «РусАвтоКарт» для применения с тахографами, указанными в п.1. настоящего информационного письма, — прошли испытания и процедуры сертификации согласно требованиям ЕСТР и имеют официальное утверждение типа требованиям ЕСТР. Кроме того, данные карты прошли процедуры добровольной сертификации в Системе ГОСТ Р для подтверждения возможности работы с тахографами, отвечающими требованиям Технического регламента «О безопасности колесных транспортных средств», утв. Постановлением Правительства РФ от 10 сентября 2009 г. N 720. Срок выпуска указанных карт в обращение определяется потребностью в данных картах. Технически выпуск карт будет поддерживаться ООО «РусАвтоКарт» и его партнерами, производителями карт, в течение не менее 3-х лет после прекращения обращения тахографов.

3. Понятие «действительности» карт не предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации. В связи этим информация, предоставленная Вам сотрудниками Федерального бюджетного учреждения «Агентство автомобильного транспорта» (ФБУ «Росавтотранс»), по нашем мнению, некорректна и юридически не обоснована. Фактически на сайте ФБУ «Росавтотранс» указывается, что «Карта тахографа с таким серийным номером не найдена. Уточните номер и попробуйте еще раз.» Данная фраза также некорректна, т.к. нанесенный на карте номер не является серийным номером карты, какой смыл вложен в это — является не определенным.

ФБУ «Росавтотранс» осуществляет свою деятельность в рамках:

А) Приказа Минтранса России от 21.05.2012 N 146 «Об утверждении Порядка ведения реестра выданных карточек (карт), используемых в цифровых контрольных устройствах, устанавливаемых на транспортных средствах» ведению реестра выданных карточек (карт), используемых в цифровых контрольных устройствах, устанавливаемых на транспортных средствах в рамках реализации Европейского соглашения, касающегося работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки. В Приказе в частности указано, что:

«6. Внесение информации в реестр осуществляется ФБУ «Росавтотранс» при обращении организации, выдающей карту.

7.Реестр ведется в электронном виде.

8.Информация о реестре размещается на сайтах Минтранса России и ФБУ «Росавтотранс»;

Как видно из данного Приказа, ФБУ «Росавтотранс» юридически обоснованно осуществляет ведение реестра и размещение информации о картах на своем сайте исключительно для карт, выпускаемых в рамках реализации Европейского соглашения, касающегося работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки (ЕСТР). Однако, проверка «действительности» карт ЕСТР через информацию на сайте ФБУ «Росавтотранс» данным нормативным актом не предусмотрена;

Б) Приказа Минтранса России от 13.02.2013 N 36 «Об утверждении требований к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства, категорий и видов транспортных средств, оснащаемых тахографами, правил использования, обслуживания и контроля работы тахографов, установленных на транспортные средства» (Зарегистрировано в Минюсте России 07.03.2013 N 27574)

«6. При использовании тахографов ФБУ «Росавтотранс» осуществляется:

1) учет в соответствующих перечнях сведений:

о разработанных моделях тахографов, блока СКЗИ тахографа, карт;

о каждом экземпляре тахографа, блока СКЗИ тахографа, карты, переданном, активизированном, утилизированном организациями — изготовителями тахографов, блоков СКЗИ тахографа, карты, а также мастерскими;»

Как видно из данного Приказа, на ФБУ «Росавтотранс» ведение реестра карт с СКЗИ и/или определение порядка ведения реестра данных карт не возложено, а возложены только функции учёта.

Соответственно, действия ФБУ «Росавтотранс» по ведению перечня карт не являются юридически значимым действием, а представляют собой некую учетную функцию. Кроме того, Приказом Минтранса России от 13.02.2013 г. № 36 не предусмотрена проверка действительности или недействительности карт, размещённых на сайте ФБУ «Росавтотранс». Следует также отметить, что Приказом Минтранса России от 13.02.2013 г. № 36 не установлено, что номер RUDXXXXXXXXXXXXX (и иные аналогичные номера карт предприятия, мастерской, контролера) являются номерами карт в перечне, который ведет ФБУ «Росавтотранс». При этом серийный номер — устанавливается изготовителем в рамках выпуска серии продукции, а не ФБУ «Росавтотранс».

В отношении карт для тахографов, отвечающих требованиям Технического регламента «О безопасности колесных транспортных средств», утв. Постановлением Правительства РФ от 10 сентября 2009 г. N 720, ведение реестра (перечня) нормативными правовыми актами не предусмотрено. Таким образом, на ФБУ «Росавтотранс» никакие функции, связанные с картами для тахографов по Техническому регламенту «О безопасности колёсных транспортных средств» не возложены, включая отсутствие полномочий по предоставлению информации о «действительности» или «действительности» данных карт. Данные карты действуют и могут применяться в течение их срока действия, указанного на картах. Срок действия карты определяется сроком действия сертификата карты.

Следует иметь ввиду, что карты тахографа разрешительными документами не являются, и они не дают право для осуществления какой-либо деятельности или допуска к чему-либо. Так, например, карта водителя является аналогом дисковой тахограммы, на которой записываются данные о режимах труда и отдыха водителя, параметрах движения транспортного средства с определенной степенью защиты от изменения. При осуществлении контроля контролер может рассматривать любую предоставленную ему информацию с любого носителя, на котором содержится информация о соблюдении режима труда и отдыха водителя. Часть 2 Статья 11.23 Административного кодекса РФ не устанавливает никаких ограничений по методам контроля и используемым для этого документам или техническим средствам. Данной статьей в принципе не установлено, что контроль ведется только с использованием определенного типа тахографа или карты.

4. Дополнительно информируем Вас о том, что информация, содержащаяся в письме Федерального бюджетного учреждения «Агентство автомобильного транспорта» №08-02/363 от 10.02.2016 г., и распространяемая через интернет различными организациями О ЗАПРЕТЕ ЭКСПЛУАТАЦИИ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ, не прошедших оснащение тахографами согласно Приказа Минтранса России от 21.08.2013 N 273 «Об утверждении Порядка оснащения транспортных средств тахографами» (Зарегистрировано в Минюсте России 24.02.2014 N 31407) в ред. Приказов Минтранса России от 21.10.2015 N 314,от 02.12.2015 N 348) представляет, по нашему мнению, произвольную трактовку как самого Приказа, так и правовых норм, связанных с ответственностью за не оснащение тахографами. Данное письмо разъяснением Минтранса России не является.

Основания и порядок запрещения эксплуатации транспортных средств установлены статьей 19 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»:

«1. Запрещается эксплуатация транспортных средств при наличии у них технических неисправностей, создающих угрозу безопасности дорожного движения.
Перечень неисправностей транспортных средств и условия, при которых запрещается их эксплуатация, определяются Правительством Российской Федерации. (см. Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утв. Утверждены Постановлением Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N1090 с учетом изменений)

2.Запрещается эксплуатация транспортных средств, владельцами которых не исполнена установленная федеральным законом обязанность по страхованию своей гражданской ответственности.

2.1. Запрещается эксплуатация транспортных средств лицами, находящимися в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения.

3.Запрещение эксплуатации транспортного средства осуществляется уполномоченными на то должностными лицами.»

Частью 1 статьи 11.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ предусмотрено:

«1. Управление транспортным средством либо выпуск на линию транспортного средства для перевозки грузов и (или) пассажиров без технического средства контроля, обеспечивающего непрерывную, некорректируемую регистрацию информации о скорости и маршруте движения транспортного средства, о режиме труда и отдыха водителя транспортного средства (далее — тахограф), в случае, если его установка на транспортном средстве предусмотрена законодательством Российской Федерации, а также с неработающим (блокированным, подвергшимся модификации или неисправным) или с не соответствующим установленным требованиям тахографом, за исключением случая поломки тахографа после выпуска на линию транспортного средства, а равно с нарушением установленных правил использования тахографа (в том числе блокирование, корректировка, модификация или фальсификация регистрируемой им информации) — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей; на должностных лиц — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.»

На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что своим письмом ФБУ «Росавтотранс» не может запретить эксплуатацию транспортных средств. Разъяснение о порядке запрещения эксплуатации транспортных средств могут быть предоставлены сотрудниками ГИБДД МВД России.

Необходимо также отметить, что согласно пункта 10.5. Приложения 8 к Техническому Регламенту Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств», утв. Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 877 и вступившего в силу 1 января 2105 года: «Демонтаж и неработоспособность средств измерения скорости (спидометры), а также технические средства контроля за соблюдением водителями режимов движения, труда и отдыха (если их установка предусмотрена настоящим техническим регламентом) не допускаются.»

Гражданским кодексом РФ (часть 1) установлено: «Статья 4. Действие гражданского законодательства во времени:

1.Акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.

Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.

2.По отношениям, возникшим до введения в действие акта гражданского законодательства, он применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие.».

При необходимости, мы готовы ответить на те вопросы, на которые Вы не получили ответ в этом информационном письме.

Генеральный директор ООО «РусАвтоКарт» А.П.Петрова

Комментарии закрыты.